"Чувствую кожей". Беседы с доктором

ЧУВСТВУЮ КОЖЕЙ: Беседы с врачом, пациентами и друзьями «Клиники кожи»

ЧУВСТВУЮ КОЖЕЙ: Беседы с врачами, пациентами и друзьями «Клиники кожи»


Путь в медицине я начал санитаром

Нашу первую беседу с Дмитрием Николаевичем мы посвятили его первым шагам в медицине. Почему он выбрал профессию врача? Почему решил посвятить себя дерматологии? Какие воспоминания остались у него от времени учёбы в медицинском вузе?

- Дмитрий Николаевич, некоторые коллеги с детства мечтают о медицине. Другие приходят в профессию скорее случайно, но потом остаются на всю жизнь… Как было у Вас?

- Не могу сказать, что с детства мечтал о том, что буду врачом. Скорее это было желание родителей. Сами они с медициной не связаны, но им хотелось, чтобы сын приобрёл эту прекрасную, благородную профессию, связанную с возможностью помогать людям, делать их жизнь лучше, а в некоторых случаях – спасать жизни.

В старших классах мне тоже понравилась идея стать врачом, хотя, откровенно говоря, о медицине я имел тогда смутное представление. Знал, что для поступления в медицинский институт профильными предметами являются химия, физика, биология. Поэтому старался учить их прилежно.

- Где прошли Ваши школьные годы?

- Я заканчивал школу в Нерюнги, в Якутии, где в то время работали мои родители. Кстати, хотя я и планировал поступать в медицинский институт, но в школе меня больше привлекали точные предметы: алгебра и геометрия.

Впоследствии, через много лет, когда я уже переехал в Москву и стал оперировать рак кожи, любовь к геометрии мне очень помогла. Необходимо было вырезать лоскуты кожи.

- Ответственное дело!

- Конечно. Особенно, когда речь идёт о лице. Всё должно быть чётко, эстетично, красиво. Понимание геометрии очень помогает.

- В какой вуз Вы решили поступать?

- В то время в Советском Союзе экзамены в московские и ленинградские вузы проходили в июле, а в остальных городах страны – в августе. Поэтому план был такой: попробовать поступить в Ленинградский Первый медицинский институт им. Н.И.Пирогова. А если не получится, то можно думать дальше…

- Логичное решение!

- В итоге, в Ленинграде я не поступил. «Срезался» уже на первом экзамене, на сочинении. Получил «двойку». Конечно, было обидно! Даже не дошёл до профильных предметов, к которым серьёзно готовился, занимался с репетитором. Возможно, здесь мной была допущена ошибка. Русский язык и литература не относились к профильным предметам медицинского вуза. Поэтому, откровенно говоря, я не уделял им в старших классах достаточного внимания. Хотя читать всегда любил.
- Оставался ещё один шанс: поступать в каком-либо другом городе.

- Теоретически можно было попытаться поступить в Новосибирский медицинский институт. Этот город - признанный научный центр. И находится он сравнительно недалеко от Нерюнги, где мы тогда жили. Но, с другой стороны, у меня не было планов на всю жизнь оставаться в Сибири. Поэтому выбор пал в пользу медицинского института в одном из областных центров на юге Советского Союза.

- В этот раз поступление прошло более успешно?

- Не совсем. Я опять не поступил. Правда, двоек уже не было. Вроде бы все предметы сдал нормально. Но, увы, не прошёл по конкурсу. Не могу сказать, что меня кто-то специально «завалил». Просто такие обстоятельства!

- После этих двух неудач у Вас не пропало желание посвятить себя медицине?

- Нет. Я по характеру – упорный, настырный. Эта ситуация меня только «раззадорила». Решил в течение следующего года лучше подготовиться и поступать снова. Никого не винил в «провале» кроме себя. Не поступил – значит, был недостаточно подготовлен. Это стало хорошим уроком!

- Сильных людей неудачи закаляют! Воля, решительность и целеустремлённость только укрепляются.  

- Путь в медицине я начал санитаром. Вынужденное решение. Но впоследствии я был благодарен Судьбе, что всё получилось именно так. Начать познание медицины с самых азов полезно и для будущего врача, и для организатора здравоохранения.

Почему стал санитаром? Во-первых, надо было где-то работать! Не только же сидеть весь год за учебниками! Во-вторых, для абитуриентов с медицинским стажем конкурс в вуз был меньше, чем для вчерашних школьников. Поэтому эта работа давала привилегии при поступлении. Тоже немаловажное обстоятельство! В-третьих, мне действительно было интересно почувствовать атмосферу больницы, попытаться понять суть этой профессии.

- Ожидания оправдались?

- В полной мере. Я стал работать санитаром в отделении челюстно-лицевой хирургии областной больницы. Это крупный многопрофильный стационар. Так получилось, что в нашем отделении набралась целая «команда» несостоявшихся студентов-медиков, по воле Судьбы ставших санитарами.

С одной стороны, мы были огорчены, что не поступили в вуз, но, с другой стороны, полны оптимизма, что в следующий раз, на следующий год обязательно всё получится! В основном, парни и девчонки работали ответственно, были прекрасно мотивированы. Нам действительно хотелось приносить пользу больнице. Ведь медицина была сознательным выбором.

- Чем Вы занимались в отделении?

- Санитар – это, в первую очередь, уборщик и подсобный рабочий. Но, с другой стороны, у него есть и определённый контакт с пациентами. Приходилось мыть операционные, знакомиться с санитарно-гигиеническими правилами, которые там существуют. Всё это пригодилось во время последующего обучения в вузе.

- У Вас была возможность пообщаться с врачами и медсёстрами, узнать у них об особенностях будущей врачебной работы?

- Нам многое рассказывали и показывали, делились опытом. Конечно, это происходило не в ущерб выполнению прямых служебных обязанностей. Но всегда бывает время, когда у медиков нагрузка меньше, и можно просто пообщаться.

Во время работы санитаром у меня даже была возможность время от времени ассистировать во время хирургических операций. Это называлось: держать крючки.

- Что означает это выражение?

- Во время операции хирургу необходимо иметь доступ к операционному полю, иногда необходимо подать инструмент или совершить какую-либо простую, но важную манипуляцию. Разумеется, всё это происходило под контролем доктора, под его руководством. На самое главное и самое интересное: была возможность наблюдать за работой врачей: видеть те задачи, которые они решают.

- Вы примеряли этот опыт на себя?

- В течение всего времени, которое мне довелось проработать санитаром, у меня ни разу не возникли сомнения в том, что будущую профессия я выбрал правильно.

- Не могли бы Вы рассказать какие-то примечательные случаи, связанные с этим этапом Вашей жизни?

- Мы, санитары, не только работали, но и по-дружески общались друг с другом. Иногда просто собирались где-нибудь и вместе пели под гитару. А ещё молодые санитары образовали футбольную команду. Мы регулярно играли с командой пациентов нашего отделения.

Кстати, в то время люди в стационаре лежали долго. Обычно срок госпитализации с челюстно-лицевой травмой составлял 30 дней. Целый месяц! 

При травмах челюсть обычно шинировали, т.е. нижняя челюсть привязывалась к верхней. Впрочем, нередко случалось, что пациенты привязанную челюсть самовольно отвязывали, снимали удерживающие скобы.

Пациенты играли в футбол с санитарами. И одному шахтёру с травмированной челюстью, который как раз готовился к выписке, мячом попали прямо в неё. Челюсть хрустнула… Пациента сразу с футбольного поля увезли на операционный стол. Срок его пребывания в больнице увеличился на месяц. В футбол он после этого уже не играл. Во всяком случае, во время пребывания в лечебном учреждении.

Расскажу ещё об одном примечательном случае. В шесть часов утра санитары на пороге нашего отделения обнаружили человека с переломанной челюстью. Его сразу отвезли в операционную, шинировали ему челюсть.

Уже после операции хирург поинтересовался у пациента, что же с ним произошло, как он оказался в таком незавидном положении. Оказывается, что всю ночь у мужчины болел зуб. Он не мог уснуть. Рано утром пошёл в больницу. В нашем корпусе располагалось не только отделение челюстно-лицевой хирургии, но и стоматологии.

- Получается, что пациент хотел попасть к стоматологу.

- Именно так и было! 

- Как же он сломал челюсть?

- Это произошло уже на пороге нашего отделения. Накануне уборщица помыла крыльцо. За ночь образовалась ледяная корка. В шесть часов утра ещё было темно… Итог – сломанная челюсть.

- А какие проблемы были у мужчины с зубом?

- Именно этот вопрос и задал ему хирург. После шинирования челюсти он хотел направить его к стоматологу. Но пациент неожиданно отказался. Он сказал, что зуб у него прошёл. И помощь стоматолога ему уже не требуется… В любом случае, его госпитализировали. Думаю, что за время пребывания в больнице стоматолог его тоже осмотрел.

- Получается, что человек травмировался в самой больнице. Бывает и так! Расскажите, пожалуйста, о дальнейших событиях Вашей жизни. С третьей попытки Вам удалось поступить в медицинский институт?

- Нет. Меня опять постигла неудача. Я вновь «провалился» на экзамене.

- Но эта неудача Вас опять не сломила?

- Так сложилось с юности, что неудачи в моей жизни становятся стимулом, чтобы ещё настойчивее идти к поставленной цели! Я не поступил в институт, ещё в течение года работал санитаром. Но уже той же осенью поступил на подготовительное отделение вуза. Оно специально предназначалось для людей, имеющих медицинский стаж. Туда невозможно поступить сразу после окончания школы.

Тех, кто успешно окончил подготовительное отделение, зачисляли в медицинский вуз. Для этого надо было сдать выпускные экзамены, завершающие курс обучения. С этой задачей я справился и, наконец-то, стал студентом медицинского вуза. Это произошло на два года позже, чем у многих ровесников. Зато у меня было достаточно времени, чтобы убедиться в правильности сделанного выбора!

- Вам нравилось учиться в вузе?

- Мне всегда нравилось учиться. И учёба у меня шла хорошо. Не могу сказать, что мне было учиться легко. Но интересно! Первые два года, первые два курса медицинского вуза посвящены, в основном, общеобразовательным предметам. Специальные предметы, знакомящие с различными медицинскими специальностями, начинаются с третьего курса.

- Когда Вы определились с медицинской специальностью?

- Уже на третьем курсе я твёрдо решил, что стану дерматологом.

- Почему Вы выбрали именно это направление?

- Причин было несколько, и все они слились воедино. Во-первых, у меня был личный опыт пациента. В течение многих лет я сражался с тяжёлым дерматологическим заболеванием. И я его победил! Полностью и безвозвратно. Правда эта победа произошла уже после окончания вуза. Нельзя сказать, что опыт пациента жизненно необходим врачу, но для меня этот опыт был полезен.

Во-вторых, дерматология привлекла меня своим удивительным многообразием. Кожный покров – «оболочка» человека. «Одежда», которую нам дала природа. Эта «одежда» у каждого человека удивительно разнообразна. Клетки кожи каждой части тела имеют свои особенности. Количество кожных патологий также многообразно.

- Вы увидели для себя широкое поле для деятельности?

- Поле для познания и поле для деятельности! Уже на третьем курсе я стал заниматься в студенческом кружке, посвящённом дерматовенерологии. Преподаватель меня сразу же спросил, что меня больше интересует: дерматология или венерология? Я ответил, что хотел бы стать дерматологом. Впрочем, венерология меня тоже интересовала. И с этой областью медицины мне тоже приходилось сталкиваться. Особенно в первые годы после окончания института, когда я работал в областном кожно-венерологическом диспансере.

- Какие воспоминания сохранились у Вас о годах учёбы в вузе?

- Мы много времени проводили с однокурсниками. Много учили вместе, готовились к экзаменам, много общались. Нам было интересно и весело друг с другом. Так случилось, что нередко студенческие посиделки проходили у меня дома. Я жил один в трёхкомнатной квартире в центре города. Поэтому места было много!

Кстати, во время моей учёбы на экзаменах одновременно стали применяться и ответы по билетам, и тесты. С ответами по билетам всё было понятно. Тянешь билет, читаешь вопрос, готовишься - и начинаешь отвечать.

А с тестами всё по-другому. Есть вопрос. Четыре варианта ответа. Кажется, что все эти варианты – правильные. Или все – неправильные. Трудно разобраться! Кстати, далеко не всегда эти тесты были разумно сформулированы…

- В Советском Союзе существовала система централизованного «распределения» выпускников вузов. Каждый выпускник был обязан, как минимум, три года отработать в той организации, куда его определит государство. Вы окончили вуз уже после распада СССР. Соответственно, «распределения» не было. И необходимо было самому искать работу.

- Я окончил институт в 1995 году. Чтобы получить узкую медицинскую специальность, надо было пройти двухлетнюю интернатуру в каком-либо лечебном учреждении. Как я уже говорил, я твёрдо решил стать врачом-дерматологом, поэтому стремился попасть в интернатуру в кожно-венерологический диспансер.

Это было не так просто. Но за несколько лет я хорошо зарекомендовал себя в студенческом научном кружке. Преподаватели видели, что я осознанно выбрал медицинскую специальность, хочу в ней совершенствоваться. Поэтому в кожно-венерологический диспансер я попал.

- Дмитрий Николаевич, огромное спасибо за интересный рассказ! Во время следующих встреч хотелось бы продолжить знакомство с важными этапами Вашей жизни.

- Думаю, у меня ещё не наступило время писать книгу воспоминаний. Но иногда бывает полезно оглянуться назад. Мы с Вами сегодня говорили об учёбе в вузе и тех событиях, которые ей предшествовали. Уже в начале учёбы у меня было ощущение, что я сделал правильный выбор, правильно выбрал профессию. Также думаю и сейчас!

- У Вас нет эмоционального выгорания?

- В медицине меня привлекает возможность каждый день знакомиться с новыми людьми. Самыми разнообразными. Это люди разных профессий, разного возраста. Они относятся к разным социальным слоям. У них разные характеры, разные судьбы… Поэтому врачу просто не может быть скучно! Мы стремимся помочь каждому пациенту. Но, одновременно, у некоторых людей можно многому поучиться. В том числе, стойкости по отношению к болезни.

Беседу вёл Илья Бруштейн


2021-12-20 21:20